Первый способ разрешения конфликтов.
Настоять на своём - неконструктивный способ разрешения конфликтов:
«Выигрывает родитель». Сами того не замечая, родители показывают
сомнительный пример поведения: «всегда добивайся того, что хочешь,
не считаясь с желаниями другого». Дети быстро учатся делать
то же, они как бы возвращают взрослым преподанный урок, и тогда
«коса находит на камень»; другой вариант этого способа: мягко,
но настойчиво требовать от ребёнка выполнения своего желания.
И если это постоянно, ребёнок усваивает другое правило: «Мои
личные интересы не в счёт, всё равно придётся делать то, что
хотят или требуют родители»; дети постоянно оказываются побеждёнными.
Как правило, они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.
Второй способ разрешения конфликтов.
Уступить, сохраняя мир. - второй неконструктивный способ разрешения
конфликтов: «Выигрывает только ребёнок». В этих случаях дети
растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя
организовать; со своими завышенными требованиями к окружающим
и неспособностью идти навстречу другим, они остаются в одиночестве.
Часто встречают насмешки и даже отвержение; в такой семье у
родителей накапливается глухое недовольство собственным ребёнком
и своей судьбой. В старости такие «вечно уступчивые» взрослые
часто оказываются одинокими и заброшенными.
Третий способ разрешения конфликтов.
Конструктивный: «Выигрывают обе стороны: и родитель и ребёнок».
Шаги разрешения: 1. Прояснение конфликтной ситуации. 2. Сбор
предложений (без критики). 3. Оценка предложений и выбор наиболее
приемлемого. 4. Детализация решения (уточнения различного рода).
5. Выполнение решения, проверка.
Этап прояснения конфликтной ситуации:
1. Сначала родитель выслушивает ребёнка. Уточняет, в чём состоит
его проблема, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно
или важно. Что его затрудняет. Делает он это в стиле активного
слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность
или затруднение ребёнка. Часто, едва взрослый начинает активно
слушать ребёнка, острота назревающего конфликта спадает, и возникает
готовность пойти навстречу друг другу.
2. После этого родитель говорит о своём желании или проблеме,
используя форму «Я – сообщения». Ребёнку не менее важно узнать
больше и точнее о вашем переживании, чем вам – о его. Положительные
моменты:
- каждый участник оказывается выслушан;
- каждый вникает в положение другого;
- между «сторонами» не возникает ни раздражения, ни обиды;
напротив, сохраняется атмосфера дружеских отношений;
- ребятам предоставляется возможность осознать свои истинные
желания;
- дети получают прекрасный урок, как вместе решать «трудные»
вопросы.