Советы родителям первоклассников
Можно выражать недовольство отдельными действиями
ребенка, но не ребенком в целом.
Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства,
какими бы нежелательными или «непозволительными» они не были:
раз они возникли, значит, для этого есть основания.
Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим,
иначе оно перерастает в неприятие его.
Обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день.
Давно доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то
есть нужности другому – одно из фундаментальных человеческих потребностей.
Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития человека.
Эта потребность удовлетворяется, если вы сообщаете ребенку, что
он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения
могут быть и невербальными – они содержатся в приветливых взглядах,
ласковых прикосновениях, не говоря уже о прямых словах: «Как хорошо,
что ты у нас есть!», «Ты мне нравишься», «Я люблю, когда ты дома»
и т.п.
Психологи рекомендуют обнимать ребенка не менее
4 раз в день, поскольку это необходимо малышу просто для выживания,
а для хорошего самочувствия ему нужно не менее 8 объятий в день.
И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому.
Ребенку подобные знаки безусловного принятия
нужны, как пища растущему организму. Они его питают эмоционально,
помогая психологически развиваться. Если же не получает знаков,
то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении,
а то и нервные, психические заболевания.
Итак, безусловно, принимать ребенка – значит
любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник,
помощник, а за то, что он есть!
А теперь, уважаемые родители, обратимся к таблице,
которая yf[jlbncz yb;t. Представьте, пожалуйста, в графе 3 свое
видение роли родителей в «снятии» ее причин. Родители выборочно
озвучивают варианты. К примеру, один из них может выглядеть так.
Проявление школьной дезадаптации у младших
школьников
Форма дезадаптации |
Причины |
Чем могут помочь родители |
Неприспособленность к предметной стороне
учебной деятельности |
Недостаточное интеллектуальное и психомоторное
развитие ребенка, отсутствие помощи и внимания со стороны
родителей |
Развивать интерес к учебе через игру.
Оказать поддержку в «зоне ближайшего развития» |
Неспособность произвольно управлять
своим поведением |
Неправильное воспитание в семье (отсутствие
внешних норм, ограничений) |
Поддерживать доброжелательное отношение
к окружающим.Закреплять нормы и ограничения |
Неспособность принять темп школьной
жизни (особенно у самотически ослабленных детей с ослабленным
типом нервной системы) |
Неправильное воспитание в семье или
игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей |
Развивать волю. Применять рисование,
конструирование, которые помогают развивать внимание |
Школьный невроз, «фобия школы»,- неумение
разрешить противоречие между семейными и школьными «мы» |
Ребенок не может выйти за пределы семейной
общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители
которых бессознательно используют их для решения своих проблем) |
Всячески украшать в сознании ребёнка
образ школы, не говорить плохо о школе, участвовать в школьных
делах |
Советы педагога
Уважаемые родители, вы можете немало сделать,
чтобы ваш ребенок любил школу и учился с радостью.
Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться
школьными событиями. Знания детей первых классов не оцениваются
баллами. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку получил?», спросите
«Что сегодня было самое интересное?», «С кем ты подружился?»,
«Что вкусного было в столовой?» и т.д.
Если дети не могут ответить на, казалось бы,
простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное – не
раздражайтесь.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться.
Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать
у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха – плохой советчик.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его
за успехи и достижения.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не
так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными
словами за неспособность что-то понять или сделать.
Мы очень просим вас только положительно оценивать
учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно
недостаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему
максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь
даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш
доверит вам самое сокровенное.
Спасибо вам уважаемые родители, будьте счастливы,
радуйтесь жизнью!
Использованная литература:
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети. М.: Просвещение,
1983.
2. Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего
ребенка. М.: Просвещение, 1991.
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной
школе. М.,1998.
4. Шабалина З.П. Первый год – самый трудный.
М.: Просвещение, 1990.